Андрей Вознесенский. Время поэзии
В 60 года двадцатого века в Советском союзе ознаменовались периодом, так называемой «Хрущевской оттепели», большой скачок делает культура и искусство. И если на западе целые стадионы собирались, чтобы послушать рок-н-рол от Битлз или Ролинг стоунс, то в СССР собирались полные залы, чтобы послушать поэтов. Актуальными снова стают строки Пушкина: «Поэт в России – больше чем поэт». Назовут их «Поэты-шестидесятники», а первым среди них был Андрей Вознесенский.
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года. Отец был директором такого крупного учреждения, как Гидропроект, участвовал в строительстве крупнейших на тот момент ГЭС: Ингурской и Братской. Профессор, доктор технических наук, руководитель «Института водных проблем», при Академии наук СССР. Мать была уроженкой Владимирской области, внучкой архимандрита, высокая должность в православной иерархии. Можно сказать, что в его крови смешалась физика и лирика.
С ранних лет сочиняет стихи. Рядом с семьей Вознесенских проживал поэтом Борисом Пастернаком, что без сомнения сильно повлияло на его судьбу. В четырнадцатилетнем возрасте , он показывает свои первые работы Борису Пастернаку, он лестно отзывается о стихотворениях начинающего поэта. Позднее между двумя поэтами завязалась дружба, и Пастернак сильно поспособствовал становлению молодого автора. Позднее о начале их дружбы сам Пастернак напишет книгу «Мне четырнадцать лет».
Когда Вознесенский решил поступать на литературный факультет, тот ему запретил, сказав, что на литературном его ничего не научат, а только испортят. И Андрей Андреевич прислушивается к этим словам, поступает в архитектурный университет, так как он также обладал способностями в рисовании. За этот совет молодой поэт позже благодарит своего старшего товарища.
Первые свои стихи он публикует в 1958 году. Литературоведы сразу отмечают его своеобразный стиль, который взял стремление к образованию новых слов у Маяковского, слог у Пастернака, а стремление к новым поэтическим формам у поэтов-футуристов, в частности Кирсанова. При этот отмечается тот факт, что у него все эти, казалось бы, взаимоисключающие приемы, образуют единый, поэтический Кирсанову, он также посвящает одно из произведений.
В 1960 году, в Москве и Воронеже он подряд, одно за другим публикует 2 сборника стихов «Мозаика» и «Парабола», оба вызывают гневную реакцию власти. Редактора воронежского издательства увольняют. Сборники изымают из печати, поэтому сохранившиеся экземпляры становятся большой редкостью и высоко ценятся в кругах интеллигенции и любителей самиздата. Так стихотворение «Гойя», передающие взгляд автора на трагедию страны во время Великой отечественной войны, критикуют за неподобающую форму для подобной темы, и считают чуть ли не антисоветским.
С критикой Вознесенского выступает лично Хрущев. Он публично угрожает поэту: «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки — а морозы… Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!». Дружба с Пастернаком также не сказывается на отношении с властью. После того, как на западе был опубликован роман «Доктор Живаго», ставший там бестселлером и отмеченный Нобелевской премией, на самого Пастернака начинается оказываться колоссальное давление.
Впоследствии начинается травля на многих представителей искусства. Кроме Вознесенского в этот список входят Евтушенко, Белла Ахмадулина и ряд других деятелей культуры того времени. На них пишутся юмористические фельетоны, рисуются карикатуры. Так, появляется рисунок дворника, выметающего «сор и нечисть», среди «Нечисти» видна обложка одного из сборников поэта «Треугольная груша». На него пишут сатирические стихи, где обвиняют в том, что он популярный поэт у антисоветских элементов. Одновременно с этим к нему также настороженно относятся и запрещенные авторы, которых в Советском союзе издавать запрещено. Они считают, что вся его антисоветскость лишь бравада.
Что только увеличивает интерес общественности к поэту. Поначалу люди приходят посмотреть на поэта из любопытства: «Что это за Вознесенский, на которого сам Хрущев зуб точит», а послушав стихи, становятся его поклонниками. Несмотря на невыездной статус, поэта активно приглашают за границу, о нем пишут зарубежные СМИ.
Позднее итальянский режиссер Пьер-Паоло Пазолини в личной беседе скажет по этому поводу Вознесенскому: «Ты даже не представляешь, какое это счастье. Здесь ты можешь выйти голым, встать на вершину фонтана и читать любые стихи против кого угодно и всем будет всё равно. А с твоими стихами спорят высшие чины государства и тем самым вписывают тебя в историю».
В 1964 году Андрей Вознесенский берет в жены писательницу Зою Богуславскую. Для неё это был третий брак. Вспоминая мужа, жена говорит, что поэзия для того всегда была на первом месте. Однажды Богуславская пригласила его на свой спектакль, когда поэт находился в Ялте. Вознесенский отвечает на приглашение телеграммой: «Приехать не могу. Миндаль цветет». Настолько важна для поэта была атмосфера вдохновения.
А поэт все также оставался поэтом, на его стихи приходили тысячи людей. Он публикует третий свой сборник «Треугольная груша». На основе его стихотворений ставятся спектакли в Театре на Таганке.
Когда атмосфера травли становится нестерпимой, они с женой уезжают в Грузии , по приглашению друга семьи Зураба Церители.
Богуславская вспоминала, что эта поездка спасла поэта и помогла в каком-то смысле перезагрузить творчество.
На одном из спектаклей присутствует Пьер Карден, который приглашает трупу на гастроли в свой театр в Париже. На слова труппы, что это невозможно, он говорит, что это его проблемы и труппа отправляется в Париж, а затем в Нью-Йорк, выступая с большим успехом.
В 70-х годах записи его концертов крутят по телевидению. Сам вознесенский называет видеозаписи своих концертов «видеомами», и гастролирует по миру. Дружит со многими западными знаменитостями: Сартр, Пикассо, Хайдегер, Боб Дилан. В 1978 году получает Государственную премию СССР.
На его стихи пишутся много эстрадных песен: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз».
На основе его стихов, Марк Захаров ставит рок-оперу «Юнона и Авось», получившая мировую славу.
Так-же на его стихи пишет песни Борис Гребенщиков. Когда поэт прослушивает пластинку группы «Аквариум», он прилагает все усилия, чтобы альбом был издан. Сам поэт высоко ценил творчество этого коллектива.
В 1995 году Вознесенского обнаруживают болезнь Паркинсона. Несмотря на то, что у него периодически отказывают связки, продолжает писать стихи и издаваться.
В 2000 году издается его полное собрание сочинений. Позднее оно дополняется еще тремя книгами : «5+», «6», «7».
Он не отстает от жизни и продолжает выражать в стихах свою гражданскую позицию, на происходящие события. Так пишутся стихотворения «ru», «Часовня Анны Политковской», «Дерево Бо», «Комп-ра».
В Переделкино, где жил Пастернак и живет он сам, он дважды в год им организуются поэтические чтения, посвященные его другу. Чтение проводились дважды в год десятого февраля и тридцатого мая, в даты рождения и смерти великого поэта и писателя.
Умирает в 2010 году на своей даче в Переделкино. До самой смерти он шептал жене стихи.
вечно в совке талантливых людей шпиняли
Какие у него шикарные стихи, ммм….
Одно слово – Талант!
Потрясающий Андрей Вознесенский! Миллион миллион алых роз…
Великий человек, талантище! О таком сколько не говори, всё будет мало и блекло. Жаль, что сейчас стадионы собирают по большей части фрики.
О, этот поэт, это целая эпоха…
Всегда нравилось его творчество
Помню некоторые его стихи наизусть.